Книга
«История Кубка Ставропольского края 1939-2012»
Книга
«Футбол. От «Спорта» до «Динамо»
Книга
«Ставропольский футбол в лицах и таблицах»
Книга
«Полевой игрок, тренер, арбитр, наставник»
Олег Василенко: «Работа тренера сродни работе хирурга - здесь важно не навредить»
Легко ли учить футболу сверстников, почему минское «Динамо» не может выиграть чемпионат Беларуси и кому позволительно смотреть телевизор вместе с Гусом Хиддинком - старший тренер махачкалинского «Анжи» и один из самых ярких молодых воспитанников ставропольского тренерского цеха Олег Василенко в интервью сайту ФФСК.
Из учеников - в тренеры
- Олег Петрович, вы довольно молодой специалист, однако в 38 лет уже имеете 18-летний стаж тренерской работы...
- Это вполне естественный момент. Когда у тебя не получается заниматься профессиональным спортом, каждый человек для себя что-то определяет. В 20 лет я получил тяжёлую травму, о дальнейшей карьере футболиста не было и речи. Но и бросать любимое дело не хотелось. Решил стать тренером, поступил в СГУ на факультет физической культуры.
- А когда прошли своё, так сказать, первое боевое крещение?
- Это был такой момент, очень волнительный и запоминающийся для меня. Я случайно встретил на футболе тренера. Он у меня спросил: «Чем ты занимаешься». Я сказал, что учусь, окончил первый курс, перешёл на второй. Он предложил поработать. Мне было это интересно. Я понимал, что это надо, что рано или поздно я начну тренировать. Порекомендовал меня в ДЮСШ №4. Я пришёл, меня взяли вначале на полставки - помощником, пока учился в университете. Но втянулся быстро.
- Как коллектив вас принял? Ведь, если я не ошибаюсь, именно там, в 4-й ДЮСШ, вы в своё время начинали гонять мяч.
- Да, всё верно. К тому моменту Владимир Насонов, один из моих учителей, трудился там завучем, а у Михаила Аракеляна (ещё одного тренера Василенко - прим. авт.) часто спрашивал какие-то советы, работая бок о бок. Тогда же я понял, что тренерское ремесло - сродни профессии хирурга, наверное. Потому что мы понимаем, что имеем дело с маленькой хрупкой личностью, без жизненного опыта. И очень важно не навредить и не испортить этого человечка. И здесь, помимо профессиональных каких-то вещей - научить отдавать передачи, забивать голы - очень важно, что ты дашь ему в человеческом плане, чтобы он развивался как личность. Когда мне только предложили работать детским тренером, у меня были сомнения, получится у меня или нет. Коллеги мне поначалу говорили: «Ну как, ты же умеешь»! Я отвечал: «Я умею играть в футбол, а вот как научить это делать»? Внутри как будто что-то ёкало: не испорти, не навреди.
- И как считаете, помогли вам заветы древнегреческого врача Гиппократа, перенесённые на футбольное поле?
- Конечно помогли! У меня до сих пор со всеми ребятами, с которыми я занимался, хорошие отношения. Значит, мне получилось им что-то дать. Я всегда им говорил: вы можете не стать великими футболистами, но людьми вы стать обязаны.
- Часто общаетесь со своими воспитанниками?
- С теми, кто как-то связан с футболом, достаточно часто. А с теми, кто занимается чем-то другим, мы видимся, к сожалению, редко, только когда я приезжаю в отпуск. Звонят мне иногда ребята. Раньше, правда, это было чаще, а сейчас они уже взрослые, у каждого своя жизнь, некоторые даже создали семьи.
Новый вызов
- Как получилось, что в начале «нулевых» вы возглавили сборную родного СГУ?
- Изначально я поставил себе цель, и я к ней иду поступательно. Здесь нужно понять, что у меня нет имени, потому что я не играл в футбол на профессиональном уровне. Я тренировал детей, но при этом не забывал заниматься самообразованием. Получилось так, что мой куратор в университетской жизни - Сергей Иванович Барабаш, который тренировал, когда я учился, команду СГУ - меня пригласил и порекомендовал. Для меня это было интересно. Это был новый вызов: вроде у тебя есть некоторый опыт работы, но всё равно - другой уровень. Пришёл, познакомился с парнями. Представляете, капитан команды был младше меня на 4 года! Тем не менее, мы нашли с ними общий язык, и у нас были результаты.
- За счёт чего удалось установить контакт фактически со своими сверстниками?
- Я просто вёл себя естественно. Меня всегда учил отец, что нельзя надевать маску. И не важно, с кем ты общаешься и где ты работаешь. Когда человек ведёт себя естественно, тогда твоё окружение понимает, кто ты есть на самом деле.
- До панибратства не доходило?
- Я не ставил себя как друг с ними изначально. Я чётко сказал парням, что есть личное, а есть профессиональное. И каждый человек должен чётко определять эту грань. Я повторял это всем и всегда: когда мы работаем, мы должны выполнить свою работу сконцентрировано и с максимальным качеством. Но как только мы вышли с поля, встретились где-то возле раздевалки или идём вместе домой, то мы можем общаться на любые темы. Мы можем остановиться, сесть, попить чай, посмеяться, побеседовать.
- Если я правильно понял, на волне успеха со студентами вы почувствовали, что готовы работать с профессионалами. В вашей трудовой значились «Спартак-Кавказтрансгаз» (в 2003-м клуб из Изобильного назывался именно так), дубль раменского «Сатурна» и сочинская «Жемчужина», где сбылась заветная мечта - стать главным тренером. Долго раздумывали, когда поступило предложение возглавить «оранжевых»?
- Честно, я вообще не думал. Потому что я этого ждал очень много лет. Когда настало время подписывать контракт главного тренера, я даже не смотрел в условия. Мне интересна была сама суть работы. Я понимал, что с того момента, когда я поступил на спортфак, до момента, когда я стал главным, я каждый день к этому шёл. Каждый день я учился, каждый день я анализировал, каждый день я этого очень сильно желал.
- Долго переживали, когда узнали, что из-за ряда проблем «Жемчужина» досрочно завершила сезон? Ведь именно вы выводили её в первый дивизион.
- Мне было очень жалко, потому что проект был удивительный. Удивительный тем, что там собрались люди-единомышленники. Мы жили одним целым, у нас была своеобразная семья. Когда всё это разваливается, то очень печально. По какой причине? Мне сложно даже сказать. В то время в Сочи я уже не работал, а с внешней стороны очень тяжело рассуждать.
- По вашему мнению, много ли потеряла олимпийская столица с исчезновением любимого клуба?
- Для Сочи это был глоток воздуха, это был праздник. Когда на стадионе 6,5 тысяч, которые собираются за два часа до матча на центральной площади и идут пешком, устраивая настоящее шоу. За два часа до и через два часа после матча на стадионе царил огромный позитив, повсюду было ощущение праздника. Один день праздника мы тогда привезли в Ставрополь, когда здесь собралось 5,5 тысяч, и людям всем понравился матч. Да, кто-то мог огорчиться, что команда «Ставрополь» проиграла (24 сентября 2009 ФК «Ставрополь» на стадионе «Динамо» уступил команде Олега Василенко со счётом 0:4 - прим. авт.), но в целом они увидели футбол двух сильных команд. Они испытали определённые эмоции. Вот ради этого стоит, наверное, жить.
Белорусские тактики и махачкалинские звёзды
- Зимой 2011 года вас приглашают на место рулевого минского «Динамо», где вы проработали около полугода. Есть ли различия в футбольной ментальности России и Беларуси?
- Отличия есть, в первую очередь, в организационных делах вокруг команды. В России организация на порядок выше. Это касается и инфраструктуры, и того, что происходит вокруг команды. А если по игре - там выделяются 4-5 команд, которые могут оказать сопротивление «БАТЭ». «БАТЭ» стоит особняком, потому что эту команду выстраивали и выстраивают. Там есть последовательность, там есть традиции. И эта команда - как минимум уровня российской Премьер-лиги.
- Да и в Лиге Чемпионов борисовчане на мальчиков битья не похожи. Пытались ли анализировать, почему у вас не получилось с «бело-голубыми» из Минска?
- И тренерскому штабу, и футболистам давали очень много информации. Нас просто загрузили ей. А когда голова начинает думать, тогда немножко человек притормаживается, потому что старается сделать правильно и качественно. А когда втягивается, он начинает делать правильно и быстро. Это вполне естественные физиологические процессы. Поэтому, я думаю, мы двигались в правильном направлении, но нас перегрузили именно информацией - в плане техники, в плане тактики, в плане профессионального отношения к работе, к жизни... Надо было это делать дозировано. Мне и ребятам нужно было время.
- А было ли у вас время, когда приступили к исполнению своих профессиональных обязанностей в «Анжи»?
- Не буду лукавить, было - и на притирку, и на узнавание. Потому что это новый уровень, новые люди, причём люди с именем. Но мы нашли общий язык - у нас прекрасный коллектив, прекрасная атмосфера в команде и клубе. Со всеми футболистами и тренерским штабом у нас достаточно позитивный творческий процесс.
- Тогда расскажите, каково это - ассистировать Хиддинку и гонять на тренировках Жиркова, Это О, Роберто Карлоса?
- Если убрать в сторону футбольную составляющую - это умные и воспитанные люди. С ними очень интересно. Интересно с Хиддинком общаться, смотреть вместе футбол. Когда мы приезжаем куда-то на выезд, или в Махачкале готовимся к собственной игре, мы садимся вместе и просто смотрим футбол. Можем что-то обсуждать, что-то подмечать для себя. Могут прийти футболисты и сесть рядом, и никто им ничего не скажет. Нет такого ни у кого, что вот, главный сидит, я туда не пойду. Самюэль Это О и Роберто Карлос - это люди очень большие и очень великие. И величие их не только в футбольном плане. Они велики в своём отношении и понимании жизни. Юра Жирков - он удивительный парень. Очень интеллигентный, спокойный, сдержанный. В моей жизни встречались люди, которые занимали разные социальные положения, многого добились в жизни. И вот я сделал такой вывод - чем выше статус - тем человек проще.
- Согласен, но нет ли в команде какого-то внутреннего деления, скажем, на «элиту» с огромными зарплатами и «всех остальных» с весьма скромными жалованиями? То есть, нечто отдалённо напоминающее систему «зиданов» и «павонов» со всеми вытекающими.
- Нет, команда живёт единым целым. У нас есть и молодые ребята, которые только пришли в команду, и те, которые играют не первый год. И во время тренировок они спокойно подходят и спокойно общаются с Самюэлем Это О, с Юрой Жирковым, с Карлосом. И ребята им тем же отвечают. Самюэль может что-то подсказать молодому футболисту, помочь ему. Причём без нравоучений, как старший брат.
- Сейчас, как я понимаю, «старшие братья» разъехались в сборные. Когда у махачкалинцев заканчивается отпуск?
- Вместе команда соберётся только 15 июня. А в начале июля к нам присоединятся сборники.
- Кстати, раз уж мы заговорили о сборных. Считанные дни остаются до старта Чемпионата Европы в Польше и Украине. Поделитесь с нами своими мыслями: смогут ли россияне повторить, как минимум повторить «бронзовый» успех, а как максимум, приютить на 4 года Кубок Анри Делоне?
- Если честно, не сторонник я делать прогнозы. Очень люблю просто смотреть матч, потому что многое приобретаешь от просмотра, если футбол интересный. А он будет интересный. Нашей сборной хочется пожелать выхода из группы и продвижения как можно дальше. Это вполне реально, у нас достаточно сильная команда, в ней собраны настоящие мастера, которые уже доказали нам на прошлом чемпионате Европы, на что они способны. Чем выше они поднимутся, тем лучше будет для развития всего российского футбола!
- Ну что ж, тогда желаю всем нам приятного просмотра Евро-2012, а вам лично, Олег Петрович, и вашему клубу - удачи в наступающем чемпионате России, а также в еврокубках, куда минувшей весной пробился дагестанский коллектив.
Беседовал Вячеслав Ухин
04.06.12